Домашняя · December 13, 2017
Технологии
Строительные работы
Монтаж металлоконструкций
Бетонные работы
Монтаж деревянных изделий
Монтаж бетонных конструкций
Транспортные работы
Свайные работы
Монтаж комплектных систем
Гость
Имя

Пароль

Запомнить меня



Забыли пароль?


Монтажные работы в системе промышленного строительства
Монтаж технологического оборудования является завершающим этапом строительства (реконструкции) объекта и по составу работ во многом аналогичен механосборочным работам в машиностроении. Эффективность монтажа зависит от оптимального распределения работ по изготовлению и сборке оборудования между монтажными организациями и машиностроительными предприятиями. Машиностроители выполняют работы, предусмотренные сборочными чертежами. На монтаже выполняются работы, предусмотренные монтажными чертежами и инструкциями по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия на месте его применения.

В соответствии с ГОСТ конструкторская документация, необходимая для монтажа оборудования, относится к категории эксплуатационной документации. Это обусловливает исключение участия монтажных организаций из процесса проектирования технологического оборудования. Условия производства монтажных работ на объекте должны определяться разработчиками объекта при его компоновке, выборке конструктивных решений здания и разработке ПОС. Основные требования к проекту объекта определяются разработчиком оборудования в строительном задании и указаниях по условиям эксплуатации (монтажа) в эксплуатационных документах. Условия производства монтажных работ на объекте обеспечиваются генеральным подрядчиком, который организует строительный процесс на объекте в соответствии с ПОС, а также разработку документации, необходимой для монтажа, охрану объекта, снабжение его энергоресурсами, обеспечение рабочих санитарно-бытовыми помещениями и жильем.

Объем работ по монтажу оборудования составляет в среднем 3% стоимости оборудования и 1,5% капитальных затрат на строительство объекта. Трудоемкость и продолжительность монтажа составляют 12-25% общей трудоемкости и продолжительности производства оборудования (включая проектирование, изготовление и монтаж).

Условия и организация монтажа оборудования

Условия монтажа оборудования при реконструкции определяются особенностями планировки объекта и размещения оборудования, конструктивными решениями системы "оборудование - здание", организацией эксплуатации и обслуживания технологических агрегатов. Оптимизация подачи оборудования в предмонтажную зону и оснащения площадок ревизии и укрупнительной сборки на 20 - 25% снижает сроки и трудозатраты монтажа.

Оборудование технологической линии в зависимости от его исполнения и надежности, а также от характера технологического процесса и используемых грузоподъемных средств может устанавливаться: вариант I - в зданиях, оборудованных мостовыми кранами, рассчитанными на удовлетворение всех производственных нужд; II - в зданиях, служащих защитой от атмосферных воздействий; III - на открытых эстакадах, обслуживаемых мостовыми кранами; IV - на открытых площадках, обслуживаемых эксплуатационными напольными грузоподъемными средствами; V - на открытых площадках, не оснащенных грузоподъемными средствами.

В последние годы прорабатываются конструкции раздвижных зданий, позволяющие реализовывать дополнительные варианты: VI- в раздвижных укрытиях, обслуживаемых легкими мостовыми кранами и напольными грузоподъемными средствами большой мощности; VII - в раздвижных укрытиях, обслуживаемых напольными грузоподъемными средствами.

Размещение оборудования в зданиях, обслуживаемых мостовыми кранами, создает наиболее благополучные условия для его монтажа: обеспечиваются возможность монтажа оборудования в любой последовательности и стабильность работ независимо от погодных условий. Это позволяет осуществить поточно-совмещенное производство строительно-монтажных работ по захваткам. В каждой захватке рационально выполнение работ в следующей последовательности: реконструкция участка здания - ввод в эксплуатацию мостового крана - устройство фундаментов под оборудование - монтаж оборудования.

Выполнение монтажа оборудования до окончания сооружения здания или в условиях неполной его готовности увеличивает трудоемкость и себестоимость монтажных работ, снижает эксплуатационные качества оборудования (распакованное оборудование подвергается атмосферным воздействиям и загрязнению, связанному с производством строительных работ). При этом практически не достигается сокращения сроков строительства из-за взаимных помех смежных организаций и необходимости восстановления эксплуатационных качеств оборудования при сдаче объекта. Если масса монтажных блоков значительно превышает грузоподъемность мостовых кранов, совмещение строительных и монтажных работ в одной захватке с использованием специальных схем монтажа позволяет сократить продолжительность реконструкции объекта. С целью исключения потери времени и трудовых затрат, связанных с передачей монтажа агрегата бригадам последующих смен, целесообразно производить монтаж сложных агрегатов в разные смены, но каждый - одной бригадой.

Интенсивность монтажа оборудования, как правило, ограничивается производительностью кранов, которая составляет 0,45-0,55 т/ч в зависимости от средней массы транспортировочных блоков (средняя масса транспортировочных блоков металлургического и горного оборудования составляет 0,5-1,6 т/шт.). Если эксплуатационные мостовые краны не обеспечивают требуемой интенсивности монтажа, временно устанавливают дополнительные мостовые краны, выполняют предмонтажную подготовку в других пролетах или цехах, а также применяют бригадные инвентарные грузоподъемные устройства для сборки оборудования.

При расширении объемов производства продукции в действующих цехах возрастает насыщенность здания технологическим оборудованием. Дефицит производственных площадей приводит к необходимости установки оборудования на ремонтных участках и в необслуживаемых мостовыми кранами зонах. Монтаж, ремонт и обслуживание такого оборудования выполняют мостовыми кранами, оснащенными балансирными траверсами, которые должны быть укомплектованы заказчиком с учетом использования их для монтажных работ.

При невозможности производства предмонтажной подготовки оборудования в пролете, где оно должно устанавливаться, такие работы осуществляют в других пролетах цеха, связывая их передаточными тележками.

При размещении оборудования в зданиях, не обслуживаемых мостовыми кранами, монтаж оборудования производят монтажными грузоподъемными средствами параллельно с возведением здания со строгим обоснованием очередности производства и совмещения строительно-монтажных работ.

Для установки оборудования в многоэтажных зданиях рационален "поэтажный" монтаж, заключающийся в предварительной установке оборудования на основание до перекрытия этажа. Если сроки поставки оборудования не позволяют соблюдать эту технологию, в здании должны быть оставлены проемы в перекрытиях для подачи оборудования, предусмотрены эстакады. Перекрытия должны быть рассчитаны на перетаскивание оборудования по заданным трассам. В отдельных случаях применяются специальные схемы подачи оборудования через проемы в стене. Эти решения используются для производства, где планируется замена оборудования без реконструкции здания.

При расположении оборудования на эстакадах, обслуживаемых мостовыми кранами или на площадках, обслуживаемых напольными грузоподъемными средствами, монтаж оборудования целесообразно выполнять укрупненными блоками с использованием технологических и эксплуатационных кранов, а предмонтажную подготовку - в имеющихся зданиях, обслуживаемых кранами.

Организация строительства должна предусматривать возможность подачи оборудования в зону монтажа с требуемой интенсивностью. Для этого используются постоянные и временные железнодорожные пути и автодороги. При объеме монтажа до 500-800 т подача оборудования при отсутствии постоянных железнодорожных путей осуществляется автотранспортом, а при большом объеме рационально выполнять временные железнодорожные пути (при наличии подъездных путей к производству). Количество въездов должно рассчитываться исходя из планировки цеха, интенсивности монтажа и вида транспортных средств.

Для приобъектного складирования и предмонтажной подготовки оборудования должны быть выделены площадки из расчета загрузки 0,3 т/м с учетом оборачиваемости 20-30 дн. Покрытие площадок должно обеспечивать возможность складирования грузов с гарантией исключения вдавливания подкладных элементов в грунт, а также подъезда автотранспорта и работы автомобильных кранов (если площадки не обслуживаются мостовыми или напольными рельсовыми кранами). Для выполнения на площадке укрупнительной сборки оборудования без наличия жестких элементов, фиксирующих взаимное положение собираемых узлов, устраиваются бетонированные стенды.

На объекте должно быть выделено помещение для размещения мастерской, а также созданы санитарно-бытовые условия, обеспечено энергоснабжение в соответствии с "Расчетными нормативами для составления проектов организации строительства". При работе на открытых площадках в зимних условиях для рабочих должны быть оборудованы помещения для обогрева. Организация строительства должна обеспечивать очередность и сроки представления строительной готовности и поставки оборудования с учетом обеспечения ритмичной работы монтажного подразделения в течение всего периода, предусмотренного СНиП 1.04.03-85, для монтажа оборудования. Важным элементом звена "оборудование - здание", влияющим на эффективность монтажа оборудования, является взаимосвязь конструкций оборудования и фундамента. Рациональное распределение функций между рамой (корпусом) оборудования и фундаментом позволяет упростить конструкцию и процесс соединения между собой (монтажа) оборудования и фундамента. Типовыми вариантами распределения функций "оборудование - фундамент" являются:

установка оборудования на собственной жесткой раме, соединяющей элементы оборудования в процессе его транспортировки и эксплуатации. Фундамент в этом случае служит опорой оборудования, придающей ему, как жесткому элементу, требуемое пространственное положение. Способы соединения рамы оборудования с фундаментами не должны нарушать заводской регулировки оборудования. Жесткие рамы могут быть использованы также для компенсации разновысотности машин, механизмов и агрегатов, увязываемых в технологической линии. Это позволяет выполнять фундаменты с плоской поверхностью и устраняет необходимость увязки размещения фундаментных болтов с конструктивными элементами оборудования. Применение таких рам особенно эффективно при реконструкции, так как допускает выполнять замену агрегатов без переделки фундаментов;

установка оборудования на собственной нежесткой раме, служащей дистанционной связью, определяющей взаимное расположение элементов оборудования в определенном направлении. Дистанционные связи устанавливаются в направлениях действия основных нагрузок между соединяемыми элементами оборудования или в направлениях, где необходимо обеспечить высокую точность взаимного расположения элементов оборудования. Фундамент под такое оборудование служит для наложения на элементы оборудования дополнительных жестких связей и рассчитывается на восприятие усилий, действующих по этим связям. Способы соединения рамы оборудования с фундаментом должны учитывать использование имеющихся связей между элементами оборудования и обеспечивать взаимное положение элементов оборудования с требуемой точностью по направлениям, где связи отсутствуют или недостаточно жесткие.

Способы установки оборудования на нежестких рамах должны предусматривать также возможность деформирования (правки) рам для обеспечения форм и размеров элементов оборудования в пределах допускаемых отклонений в процессе его выверки.

На рис.1 приведены варианты исполнения редуктора с различной жесткостью корпусов, выполняющих функцию рам.


Рис.1. Варианты выполнения редукторов с различной жесткостью корпусов

а - редуктор с жестким корпусом; б - редуктор с нежестким корпусом с жесткими связями, определяющими форму расточен под подшипники и межцентровое расстояние зубчатого зацепления; в - редуктор с нежестким корпусом с ограниченно жесткими связями, определяющими форму расточек под подшипники и межцентровое расстояние зубчатой передачи

Жесткая рама (корпус) (рис.1, а) позволяет осуществлять установку редуктора на фундаменте без необходимости регулировки зубчатого зацепления и посадки подшипников в корпусе.

Нежесткая рама, имеющая жесткие связи (рис.1, б), определяющие форму и размеры расточен под подшипники и межцентровое расстояние зубчатой передачи, предполагает при установке редуктора на фундаменте выполнение регулировки с целью ограничения перекоса валов в вертикальной плоскости. Масса корпуса редуктора по сравнению с жесткой конструкцией снижается в 3-4 раза.

Нежесткая рама, имеющая ограниченно жесткие связи (рис.1, в), определяющие форму и размера расточек под подшипники и межцентровое расстояние зубчатой передачи, предполагает при установке редуктора на фундаменте выполнение регулировок 1, в), определяющие форму и размеры расточек под подшипники межцентрового расстояния, достигнутого при мехобработке корпуса, ограничения перекоса валов. Как правило, при монтаже редукторов такого исполнения возникает необходимость в пригоночных работах. При этом не удается обеспечивать высокий класс точности зубчатого зацепления. Масса редуктора по сравнению с редуктором с жестким корпусом снижается незначительно.

Оборудование с жесткой рамой, расчлененной для удобства перевозки на транспортируемые узлы с ограниченной жесткостью, должно устанавливаться на фундаменте в собранном виде. Например, редуктор с жестким корпусом, поставляемый в разобранном виде, целесообразно устанавливать на фундаменте в полносборном виде.

Жесткие узлы оборудования, опирающиеся на фундаменты посредством рамы ограниченной жесткости, с необходимостью контакта стыка по всей плоскости целесообразно устанавливать на фундаменте, или в сборе с рамой, или путем выверки жесткого узла на временных опорах и подведения под них рам (рис. 2).


Рис.2. Установка на фундамент оборудования с жестким основным узлом я рамой ограниченной жесткости

1 - жесткий узел оборудования; 2 - болт; 3 - рама ограниченной жесткости; 4 - фундаментный болт; 5 - подкладка; 6 - временный опорный элемент для установки жесткого узла оборудования; 7 - домкрат

Конструкция рам оборудования должна обеспечивать возможность контакта всей ее опорной поверхности с бетонной подливкой. В противном случае нагрузка от оборудования на фундамент будет передаваться через локальные участки подливки с высокими удельными нагрузками, приводящими к разрушению подливки и нарушению формы и размеров установленного на фундаменте оборудования.

Выбор оптимальных решений по монтажу оборудования

Решения по монтажу оборудования должны объективно учитывать все факторы, влияющие на деятельность смежных отраслей, обеспечивать высокую производительность труда на монтажных работах.

Высокая интенсивность работ достигается оптимизацией предмонтажной подготовки и оснащения монтажной зоны, привлечением смежных организаций для выполнения работ поточно-совмещенным методом с распределением их по сменам. Нормативная интенсивность работ на агрегате определяется числом работающих, которые могут одновременно участвовать в производстве работ с полной загрузкой в течение смены с обеспечением освоения процесса выполнения работ при перемене рабочих. Оптимальный состав звена рекомендован в нормах и расценках и уточняется в соответствии с конкретной обстановкой.

Предмонтажная подготовка оборудования включает укрупнительную сборку, контрольную сборку и контрольные обмеры оборудования. Перераспределение выполнения объемов предмонтажной подготовки оборудования в предмонтажный и монтажный периоды существенно влияет на сроки и трудоемкость монтажа агрегатов. Увеличением блочности монтаж можно свести к операции установки полностью готовой машины в проектное положение и подключения ее к энергоресурсам. Однако блочность монтажа может ограничиваться техническими возможностями (грузоподъемностью средств, габаритами зданий и сооружений, несущей способностью перекрытий и т.п.); организационными соображениями, вызывающими увеличение срока ввода объекта в эксплуатацию; экономической целесообразностью (экономия от сокращения сроков ввода объекта в эксплуатацию не перекрывает дополнительные затраты, связанные с крупноблочным монтажом).

Проведение контрольной сборки в предмонтажной зоне обеспечивает сокращение сроков монтажа за счет исключения необходимости выполнения пригоночных работ на монтажной площадке, но при этом вызывает дополнительные затраты на сооружение площадки и устройство стендов для выполнения контрольной сборки. Это может приблизить сроки ввода объекта в эксплуатацию, но ухудшить показатели работы монтажных организаций.

Проведением контрольных обмеров присоединительных размеров на монтаже решаются те же задачи, что и контрольной сборкой, но контрольные обмеры не полностью исключают необходимость пригоночных работ на монтаже.

Выбор места проведения предмонтажной подготовки оборудования влияет на последовательность выполнения строительно-монтажных работ на объекте в целом. Место предмонтажной подготовки оборудования выбирается с максимальным использованием временно свободных площадок в пролетах строящихся или действующих цехов, технологических или складских площадок с твердым покрытием, а также с применением эксплуатационных грузоподъемных средств и ремонтной оснастки.

Вынос площадок предмонтажной подготовки оборудования за пределы строящегося корпуса позволяет сосредоточить материальные и трудовые ресурсы строительных организаций на первоочередном обеспечении строительной готовности для монтажа оборудования, а также строительство ремонтных и технологических площадок выполнять параллельно с монтажом оборудования. При этом сокращаются сроки строительства объекта, однако возрастают затраты на сооружение и оснащение площадок для предмонтажной подготовки оборудования, а также трудоемкость монтажных работ, так как обычно оснащение площадок выполняется в упрощенном варианте.

Предмонтажная подготовка оборудования может быть совмещена с изготовлением оборудования у поставщика. При этом устраняются (уменьшаются) затраты на сооружение и оснащение площадок у заказчика, но может возрасти стоимость перевозки.

Выбор методов монтажа оборудования влияет на следующие показатели строительства объекта: сроки производства работ, лежащих на критическом пути сетевого графика (срок замораживания капитальных вложений); трудоемкость работ (отвлечение рабочей силы из народного хозяйства на покрытие сверхнормативных затрат труда); целевые затраты на обеспечение рационального технологического процесса монтажа и создание условий для эффективного его выполнения; изменение затрат на выполнение работ смежными организациями. Выбранные решения должны обеспечивать минимум народнохозяйственных затрат.

Обобщение результатов решения частных задач позволяет сделать следующие выводы:

Экономически целесообразно производить перевозку спецавтотранспортом негабаритных блоков оборудования: тяжеловесных блоков, сборка которых у заказчика должна производиться по специальной технологии с применением спецоснастки при наличии технической возможности перевозки; сложных конструкций, собираемость которых без пригоночных работ не может быть обеспечена у заказчика, при расстоянии перевозки до 500 км; большого количества (более 5 шт.) однотипных легковесных блоков при расстоянии перевозки до 250 км.

При позднем представлении стройготовности для сокращения сроков монтажа оборудования следует: проводить предмонтажную подготовку оборудования на имеющихся площадках, где условий производства работ близки к нормативным; повышать блочность монтажа с использованием эксплуатационных средств в режиме повышенной грузоподъемности; использовать методы интенсификации работ (повышение сменности и др.).

Интенсивность монтажа технологических линий увеличивают количеством грузоподъемных средств преимущественно за счет временной установки в пролетах с высокой концентрацией работ неиспользуемых или недогружаемых мостовых кранов. Эти мероприятия позволяют сократить срок производства работ на 20-30% при возможном увеличении затрат на 30-40%.

При ранней поставке оборудования и отставании стройготовности объекта имеется возможность сокращения сроков монтажа за счет выполнения контрольной сборки на имеющихся площадках. При этом удается снизить сроки монтажных работ в 2 раза, но с повышением затрат в 2,5-3 раза. Сроки работ также можно сократить увеличением блочности монтажа с применением специальных схем для перемещения тяжеловесных узлов (натаскивание, изготовление специальных грузоподъемных средств). В исключительных случаях на строительстве и реконструкции крупных объектов допустимо использовать все меры повышения интенсивности работ (в 2-2,5 раза), окупая дополнительное повышение затрат на монтаж приближением сроков пуска объекта в эксплуатацию.

При поздней поставке оборудования рационально применять нормативный технологический процесс монтажа, а сокращения сроков работ добиваться за счет повышения их интенсивности. Положительный эффект также дает приемка оборудования у поставщика с целью повышения качества его изготовления и поставки, ознакомления с составом и объемом предстоящих работ, углубления технологической подготовки.

Монтажная документация

Для подготовки и производства монтажных работ необходима следующая информация, которая должна содержаться в монтажной документации:

монтажная характеристика оборудования - конструкция монтажных стыков, условия поставки, технические требования к монтажу, места расположения баз для установки инструмента при монтажных замерах и их характеристика, отражающая применимость для установки мерительных инструментов, требования к последовательности монтажной сборки, средства контроля работ, которым отвечает конструкция оборудования, трудоемкость монтажных работ;

монтажная характеристика транспортируемых частей оборудования- габариты, масса, положение центра масс, места строповки;

характеристика условий производства работ на объекте - расположение оборудования на объекте и геодезическое обоснование монтажа, размеры и требования к фундаментам под оборудование, связанные с его установкой, расположение и вид подъездных путей, расположение и размеры проемов в зданиях и сооружениях, виды и характеристика эксплуатационных грузоподъемных средств, виды энергоресурсов, которые могут быть использованы при производстве монтажных работ, бытовые условия;

условия организации строительства - технологическая последовательность выполнения строительно-монтажных работ на объекте, сроки поставки оборудования, представления строительной готовности и производства монтажных работ, наличие, размеры покрытия и оснащение приобъектных складов и площадок предмонтажной подготовки оборудования;

требования к техническому состоянию и условиям хранения оборудования;

стоимость и трудоемкость монтажа;

рекомендуемые методы и средства производства работ с учетом конкретных условий работ на объекте, требования к исполнителю работ (оснащенности и квалификационному уровню конкретной монтажной организации).

Для рационализации методов, средств производства и контроля качества монтажных работ необходима также информация о конструкции узлов оборудования, массе и габаритных составных элементов транспортируемых частей оборудования, а также информация о конструкции зданий и сооружений на объекте.

На оборудование, поставляемое в виде сборочных единиц, МЧ, ИМ, а также другие документы, необходимые для подготовки монтажных работ (перечень документов должен указываться в договоре на поставку оборудования), должны поставляться заказчику отдельно от оборудования не позднее чем за 5 месяцев до начала монтажных работ на объекте.

В обоснованных случаях (для оборудования, поставляемого в сборе или из небольшого числа транспортируемых блоков) допускается не разрабатывать монтажные чертежи, но информация для монтажа должна содержаться на сборочных чертежах.

В соответствии с ГОСТ 24444-87 на сборочных чертежах должен указываться состав транспортируемых частей при необходимости членения сборочных единиц по условиям транспортировки.

В соответствии с ГОСТ 2.609-79 эксплуатационные (в том числе монтажные) документы должны быть согласованы с заказчиком. При этом целесообразно, чтобы заказчики на крупные объекты передавали функции согласования монтажной документации монтажным организациям.

В технические условия в составе показателей технологичности изделия должен включаться показатель монтажной технологичности, характеризуемый трудоемкостью (удельной трудоемкостью) монтажных работ, соответствующей условиям поставки изделия на монтаж.

Указываемые в соответствии с ГОСТ 2.601-68 в инструкции по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия на месте его применения технические требования к монтажу, методы и средства контроля следует оформлять в виде бланков монтажно-установочных формуляров (МУФ), МУФы должны содержать упрощенное графическое изображение монтируемого изделия с указанием размеров и формы поверхностей, подлежащих контролю на монтаже, допускаемых отклонений, баз для установки мерительного инструмента, схем выполнения контрольной операции, перечня средств для контроля с указанием класса точности и пределов измерений, а также таблицу для внесения фактических значений контролируемых размеров по результатам монтажа и место для подписи лиц, которые должны осуществлять контроль, освидетельствование выполнения замеров и соответствие их правилам приемки изделия в эксплуатацию. Если монтируемое изделие проходит заводскую контрольную сборку с подгонкой размеров, подлежащих контролю на монтаже, в МУФы целесообразно вносить также фактические значения размеров, достигнутые при заводской контрольной сборке. При этом исключается необходимость в разработке и заполнении соответствующих карт контрольных замеров при изготовлении оборудования.

В соответствии с СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" информация о характеристике условий работ на объекте, увязанных с требованиями конструкторской документации по условиям эксплуатации оборудования, характеристика организации строительства и стоимость монтажных работ, соответствующие конструкции, условиям поставки и монтажа оборудования, должны содержаться в проектно-сметной документации, разрабатываемой головным разработчиком проекта и передаваемой заказчику (для передачи монтажной организации) в следующем объеме, экз.:

Проект организации строительства (ПОС) - 1

Сетевой график строительства - 1

План, общий вид и разрезы цеха - 2

План расположения и разрезы фундаментов - 2

Чертежи МК и К.МД кондукторов, анкер-блоков, поддерживающих конструкций, кондукторов-стендов (при передаче монтажа болтов монтажной организации) - 3

Схемы геодезического обоснования - 2

Схемы основных и привязочных размеров и отметок фундаментных болтов - 2

Сметы на монтажные работы - 1

План расположения и сводная спецификация оборудования - 4

Установочные чертежи оборудования - 4

Планы и разрезы агрегата и линий - 4

Мероприятия по вводу объекта в эксплуатацию с разбивкой объекта на технологические узлы - 3

Проектно-сметная документация должна передаваться заказчиц ком подрядчику не позднее июня года, предшествующего выполнению работ. Чертежи конструкций здания и сооружения, необходимые для решения вопросов монтажа, связанных с приложением монтажных нагрузок, должны передаваться монтажной организации заказчиком во временное пользование из числа остающихся у него экземпляров документации.

Раздел ПОС по монтажу оборудования должен содержать:

стройгенплан на стадии монтажа оборудования с указанием объемов работ по узлам, путей подачи оборудования, мест проезда и установки монтажных кранов, мест расположения площадок для приобъектного складирования и предмонтажной подготовки оборудования, их оснащения и питания энергоресурсами, санитарно-бытовых помещений, мест подключения к источникам питания для энергоснабжения, технических мероприятий по безопасному ведению работ;

графики поставки оборудования, представления строительной готовности и монтажа оборудования;

принципиальные решения по монтажу оборудования, увязанные с графиками его поставки и работ смежных организаций, с указанием (при необходимости) мест приложения монтажных нагрузок к зданиям и сооружениям;

расчеты потребности в энергоресурсах, рабочих и механизмах;

документацию на специальную оснастку, необходимую для монтажа оборудования, связанного с условиями производства работ на объекте.

ПОС должен быть согласован с монтажной организацией.

Сметная стоимость монтажа оборудования должна определяться с учетом его конструктивных особенностей, условий поставки и монтажа. В процессе подготовки монтажных работ монтажная организация с привлечением проектно-технологических организаций должна разработать документацию в следующем объеме, экз.:

Ведомость монтируемых конструкций и материалов - 3

Проект производства работ (ППР) - 3

Технологические карты на монтаж особо сложных машин - 3

График производства работ - 3

Ведомость монтажной оснастки - 3

Лимитные карточки на материалы - 3

Калькуляции и расчеты по видам затрат - 3

ППР должен разрабатываться на основании инструкций по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия на месте его применения, а также основных решений по монтажу, предусмотренных ПОС.

Если монтажную сборку оборудования необходимо (по условиям оснащенности монтажной организации и особенностям производства работ на объекте) выполнять с отклонениями от решений, предусмотренных ИМ, в ППР должен быть разработан новый вариант технологического процесса. В необходимых случаях решение вопросов мест строповки, выбора баз для контрольных замеров и других, влияющих на сохранность, работоспособность и эксплуатационную надежность изделия, должно быть согласовано с шефперсоналом или разработчиком оборудования.

В процессе производства работ должен вестись журнал монтажных работ с отражением в нем основных этапов работ, выявленные в процессе монтажа дефектов поставки оборудования и решения шефперсонала (заказчика) по их устранению. К журналу производства работ должны прикладываться исполнительные схемы фундаментов под монтаж оборудования. К актам сдачи прилагаются МУФы с внесенными в них фактическими значениями контролируемых размеров.

Монтажная пригодность оборудования

Монтажная пригодность оборудования (МПО) по ГОСТ 22903-78 характеризует приспособленность и готовность оборудования для эффективного его монтажа у потребителя. При оценке эффективности монтажа учитываются как технико-экономические показатели монтажных работ, так и их качество, влияющие на работоспособность, ремонтопригодность и эксплуатационную надежность оборудования

Приспособленность и готовность оборудования к монтажу определяются:

транспортабельностью - приспособленностью к транспортировке изделия в целиком собранном виде или законченными изготовлением составными частями;

монтажной технологичностью - приспособленностью изделий к выполнению монтажных работ типовыми методами и средствами без предъявления специальных требований к квалификации и специализации рабочих, а также приспособленностью к монтажу широкой номенклатуры монтажных блоков;

блочностью поставки - полнотой использования возможных габаритов погрузки для поставки изделия потребителю с минимальным количеством транспортируемых частей;

заводской готовностью - готовностью изделий к эксплуатации без необходимости разборки, регулировки, доводки и испытания;

качеством изготовления - готовностью изделия к эксплуатации без необходимости контроля качества заводского изготовления и устранения выявленного брака;

информативностью монтажной документации - полнотой и доступностью отражения в монтажной документации характеристик оборудования, состава монтажных работ, технических требований к монтажу, методов и средств производства работ, контроля и правил приемки смонтированного оборудования;

комплектностью поставки - полнотой включения в состав изделия составных его элементов, материалов и спецоснастки для монтажа, эксплуатационной документации, необходимых для сборки технологической линии у потребителя.

Технические требования к оборудованию по обеспечению его пригодности для эффективного монтажа учитывают следующие особенности монтажных работ в системе производства оборудования: монтажные работы являются заключительным этапом производства оборудования (механосборочного процесса изготовления), выполняемым в период остановки технологической линии для реконструкции; монтажные работы выполняются в условиях подвижных рабочих мест с ограниченными возможностями их оснащения и зашиты от пыли и атмосферных воздействий; монтажные работы выполняются работниками, разововстречающимися с конкретными видами оборудования в условиях ограниченных сроков и возможностей изучения его конструктивных особенностей.

Структура, штаты и стиль работы монтажных организаций выработаны и узаконены с учетом придания высокой мобильности бригадам и механизмам для возможности быстрой смены рабочих мест и объектов, исключая потери времени для освоения работ. При этом предполагается, что монтаж различных видов оборудования сводится к выполнению ограниченного состава операций типовыми методами и средствами. Разработка монтажными организациями специальных методов монтажа и создание специальной оснастки не предусмотрены.

Указанные особенности условий выполнения монтажных работ в процессе производства оборудования определяют, что перенос работ по изготовлению изделий на монтаж увеличивает трудоемкость этих работ в 7-10 раз. Народнохозяйственные затраты, связанные с простоем реконструируемых технологических линий в период производства монтажных работ, соизмеримы с затратами на производство оборудования.

Технические требования к оборудованию по обеспечению МПО регламентированы ГОСТ 24444-87 "Оборудование технологическое. Общие монтажно-технологические требования", отраслевыми стандартами. Порядок их реализации и контроля определен стандартами системы разработки и постановки продукции на производство и ЕСКД. Оборудование должно проектироваться по возможности габаритным для перевозки, что достигается выбором рациональных соотношений размеров изделий, материалов и конструктивных решений с учетом возможностей перевозки.

Габаритное для условий перевозки оборудование должно поставляться в полностью собранном виде (включая обвязочные трубопроводы, кабели, аппаратуру), испытанным, обкатанным, в состоянии полной эксплуатационной готовности без необходимой разборки на монтаже и при подготовке к эксплуатации. Последнее достигается созданием внешних баз для выверки и применением в качестве консервирующих материалов для подшипников узлов и редукторов рабочих смазок с ингибиторными присадками, предотвращающими коррозию металлов. Изделие должно иметь удобные места строповки (строповка должна осуществляться без прорезки отверстий, приварки упоров, подкладки элементов для предотвращения перегибов стропов и т.п.), а при их отсутствии - строповочные устройства

Изделия, устанавливаемые на бетонных фундаментах, должны предусматривать возможность передачи нагрузок на фундамент через бетонную подливку. Для этого опорная поверхность оборудования должна иметь окна для заливки бетона, а расположение ребер жесткости должно обеспечивать доступ бетона ко всей опорной поверхности. В основаниях (при массе основания до 50 т) должны быть установлены отжимные винты изделий по ОСТ 24.835.01-76 для выверки на монтаже.

Негабаритное оборудование должно пройти на заводе-изготовителе необходимый объем контрольной сборки, инструментальной проверки, испытаний и обкатки для обеспечения сборки на монтаже у потребителя без необходимости выполнения пригоночных и доводочных работ. После проведения заводской контрольной сборки в монтажных стыках должны быть установлены фиксирующие элементы для обеспечения ее повторения на монтаже у потребителя. Для возможности перевозки изделие должно расчленяться на минимальное количество транспортировочных частей, исходя из всех видов габаритов железнодорожного подвижного состава или других видов транспорта. Блочность поставки оборудования и вид транспортных средств определяются заводом-изготовителем по согласованию с заказчиком, транспортниками и монтажной организацией Конструкция монтажных стыков должна быть технологичной для сборки При этом следует учитывать, что заклепочные соединения конструкций являются наиболее нетехнологичным видом соединений ввиду вредности работ и высоких требований к квалификации рабочих для получения качественного соединения. Их применение допускается только в обоснованных случаях, к которым могут быть отнесены значительные динамические нагружения и температуры

Сварные соединения в монтажных стыках оборудования нетехнологичны для изделий, которые устанавливаются на конструкциях с большой площадью прилегания. Нетехнологичны конструкции, монтажная сварка которых должна производиться в замкнутом объеме, а также тяжеловесные конструкции, требующие кантовки для выполнения сварных стыков. В монтажных стыках сварных конструкций оборудования должны быть устройства для их сборки под сварку.

Применение болтовых соединений с чистыми болтами не должно требовать рассверловки отверстий на монтаже. В монтажных стыках с чистыми болтами целесообразно применение круглых шпонок для направления соединяемых изделий при сборке. На стержне чистых болтов в месте перехода к резьбе целесообразно выполнять направляющий конус. Нетехнологичными для монтажа являются соединения с натягом, а также соединения по конусным поверхностям, которые не подвергались заводской контрольной сборке (конусные соединения обычно требуют пригонки для обеспечения прилегания конкретных поверхностей). Технологические требования к транспортировочным частям негабаритных изделий аналогичны требованиям к габаритам изделий. В конструкторской документация должны отдельно приводиться технические требования, обеспечиваемые при изготовлении и при монтаже изделия.

В комплект поставки оборудования кроме составных частей изделий должны включаться следующие материалы и специальная оснастка: сварочные материалы для сварки нержавеющих труб; фундаментные болты (по требованию заказчика); специальные такелажные сборочные и мерительные инструменты и приспособления, предусмотренные ИМ (к специальной оснастке относится оснастка для механомонтажных организаций, не вошедшая во "Временные нормативы потребности в ручном инструменте, монтажных приспособлениях и средствах малой механизации для производства различных видов монтажных и специальных строительных работ"). В комплект поставки должна быть включена также монтажная документация.

Обеспечение МПО влияет на выбор параметров и конструктивных решений изделий, состав и объем конструкторской документации, членение изделия на сборочные единицы, выбор технологических процессов изготовления, выбор консервирующих материалов, очередность изготовления и отгрузки Вопросы обеспечения МПО должны решаться в процессе проектирования и изготовления наряду с решением обеспечения технологичности изготовления, обслуживания и ремонта оборудования, загрузки транспортных средств. Обеспечение МПО является функцией разработчиков и поставщиков оборудования. Учитывая, что продукцией машиностроения являются транспортируемые части оборудования, а сборка их в технологические линии является функцией монтажных организаций, за соблюдением машиностроителями нормативной МПО установлен ведомственный, межведомственный и вневедомственный контроль. Монтажно-технологические требования в основном являются типовыми для всех потребителей изделий. Однако специфические условия монтажа оборудования на объектах определяют особенности условий поставки изделий конкретным потребителям (блочность и комплектность поставки, требования к консервации, строповочным устройствам и т.п). Эти особенности отражаются в договоре на поставку изделия Программа обеспечения нормативного уровня МПО предусмотрена действующими нормативными документами.

Реклама
Copyright © 2013 kodeks.ru. При использовании материалов портала ссылка на www.constructionlinks.ru обязательна.
Powered by PHP-Fusion v5.01 © 2003-2013